Каталог статей
Главная » Статьи » Цигун |
Дачэнцюань (Ицюань) Чжан чжуан – столбовое стояниеЧжан чжуан – столбовое стояние Свершения Ван Сянчжая были огромны. Выходец из простой семьи, в
детстве страдавший от астмы, доводившей его до полного бессилия, он
превратился в непобедимого мастера, который совершил истинную революцию
в боевых искусствах и после веков секретности раскрыл их глубокие
возможности современному миру. Упражнения «Стояние столбом» являются формой цигун (ци – энергия, гун – работа) – современное название упражнений, которые раньше традиционно назывались ян шэн ту – «искусство взращивания жизни». Под цигун сегодня понимаются самые разнообразные формы упражнений, включая медитативные, гимнастические, упражнения на глубокое дыхание, самомассаж, диетическое питание и т.п. Первоначальным стимулом развития подобных систем, зародившихся в первом тысячелетии до нашей эры, был поиск средства для продления жизни и как высший результат – обретения бессмертия, которое так привлекало китайцев с древнейших времен. Соответственно все, что достигалось и нарабатывалось учеными-медиками и заболевшими людьми с целью улучшения здоровья, в техниках религиозного совершенствования, мастерами боевых искусств на пути повышения боевого мастерства, все это шло на развитие и обогащение методов и техник цигун на протяжении всех последующих столетий. Практика цигун развивалась в рамках пяти главных школ: даосской, буддистской, конфуцианской, медицинской и боевой, – каждая из которых имела свои характерные формы и теории, хотя со временем различия между этими школами стирались, техники и методы сливались и на сегодняшний день это деление достаточно условно. «Искусство взращивания жизни» традиционно базируется на теории «Сань Бао» или «Трех сокровищ» – трех универсальных силах, отраженных в Человеке и являющихся основой его существования. Это цзин – эссенция, ци – жизненное дыхание и шэнь – дух. Цзин может рассматриваться как естественная энергия жизни организма, а также как то, что мы могли бы назвать обычной силой, энергией, приобретаемой человеком при питании и расходуемой в результате работы или приложения усилия. Это понятие также связано с сексуальной энергией, особенно в даосской традиции, где оно отождествляется со спермой. Понятие ци охватывает особенно широкий круг значений – это и обычное дыхание; и основа жизни или «изначальное дыхание» (юань-ци, также называемое внутренним дыханием или нэй-ци), пронизывающее Вселенную и получаемое человеком посредством дыхания; «изначальное дыхание», от рождения присутствующее в Человеке; медицинское «правильное дыхание» (чжэн-ци), циркулирующее по каналам и коллатералям по всему телу, которое питает и защищает организм; «сила-мощь», являющаяся результатом координации дыхания, сознания и усилий при занятиях «внутренними упражнениями» в боевых искусствах; равно как и более абстрактные понятия, такие как «мораль» или «дух». Количество значений понятия росло, охватывая одно или несколько из приведенных выше значений в соответствии с акцентами и концептуальными предпочтениями той или иной конкретной школы или традиции. В современной практике цигун это понятие в общем виде определяется как результат комбинации глубокого дыхания с собиранием с помощью концентрации пренатального «изначального дыхания» – юань-ци или «правильного» дыхания» – чжэн-ци в даньтянь (буквально – «поле киновари»), – точке, расположенной ниже пупка. Обычно оно называется чжэнь-ци или «истинное дыхание». Шэнь, по существу, определяется как «разум-дух», включая все функции сознательной и подсознательной деятельности. Он проявляет себя в основном как и – мысль, намерение или воля. Главной целью практик являлось достижение долгой жизни путем сохранения и взращивания этих «трех сокровищ» с помощью разнообразных техник. В основе этого процесса лежали три главных принципа: «регулирование тела» (тяо шэнь) с помощью поз, «регулирование дыхания» (тяо си) и «регулирование сознания» (тяо синь) с помощью медитации и «непривязанности» (избегания эмоциональных расстройств, сожаления и т.п.). Также важным считалось следование определенной диете, выполнение упражнений в определенное время дня и ряд других факторов. Правильное регулирование обеспечивало бы сохранение и невозможность растрачивания «трех сокровищ»; организм в этом случае мог оставаться чистым и полным энергии и сил, таким образом предупреждая резкое ухудшение здоровья в пожилом возрасте и раннюю смерть. Тренировка была следующим шагом. Как в религиозных, так и в оздоровительных целях необходимо было развивать или «повышать качество» «трех сокровищ», чтобы усилить их и «очистить». В результате этого даосы могли «вырабатывать» в организме «эликсир бессмертия», в то время как медики и мастера боевых искусств могли укреплять тело и разум и лечить или противостоять болезням. Все больший акцент уделялся тренировке ци, перемещению ци по всему организму с помощью сознания и, таким образом, становлению понятия цигун или «упражнения с ци». Эта тенденция стала доминировать почти во всех традиционных практиках: даосской внутренней алхимии, медицинском даоинь, «внутренних упражнениях» боевых искусств и даже в некоторых буддистских медитативных практиках. Сегодня существует огромное количество различных форм и стилей цигун, каждый из которых имеет свои собственные специальные характеристики и методы. Предлагаемая форма упражнений «Стояние столбом» не требуют никакой сложной системы физических движений, медитации или перемещения ци с помощью сознания. Это может показаться странным, но причина лежит в естественной природе и сущности упражнений и, несомненно, в самом цигун как методе культивирования здоровья. Три основные причины могут быть поставлены на первое место в качестве представления этого метода как наиболее жизнеспособной, показательной и продвинутой формы традиции «взращивания жизни». Во-первых, хотя многие другие формы цигун также являются достаточно высокоэффективным терапевтическим средством, однако без надлежащей инструкции и тщательно контролируемого процесса занятий ими, а иногда даже и в этих случаях, при их выполнении могут появляться различные вредные побочные эффекты. Они включают проблемы с дыханием, трансоподобные состояния, неконтролируемые рефлекторные действия, галлюцинации, психическое и физическое истощение. Ничего подобного за более чем 40 лет с тех пор, как Ван Сянчжай начал пропагандировать свою систему при выполнении упражнений «Стояние столбом» отмечено не было. Во-вторых, они очень просты по форме, удобны для изложения в литературе, поскольку более сложных комплексов движений, сопровождаемых различными дыхательными и ментальными техниками, чем те, что приведены в книге, выполнять не требуется. (Конечно, всегда предпочтительней заниматься этими упражнениям и под наблюдением опытного инструктора, и особенно настоятельно он рекомендуется в случае, если человек болен или сильно ослаблен.) В-третьих, они не ограничены культурными барьерами. Это универсальные упражнения, описываемые в рамках универсальной научной терминологии, выходящей за пределы традиционных китайских концептуальных схем, осмысление и следование которым является необходимым условием при занятиях другими стилями. Действительно, при занятиях этими упражнениями нет необходимости в изучении и освоении подобных концепций. Они свободны от физических и ментальных ограничений, налагаемых сложностью форм упражнений, специфической мыслительно-психической активностью, необходимостью выполнять дыхание строго определенным образом, различными теориями о ци. С помощью традиционных теорий можно объяснять истоки и сущность этих упражнений, эффективность их воздействия на человека, но знание этих теорий не является необходимым при выполнении самих упражнений. Таким образом, они полностью доступны для любого человека, независимо от его культурной среды и системы верований. Это означает, что этот драгоценный плод китайской цивилизации может быть принят, понят, использоваться и исследоваться теми, кто практически занимается ими в оздоровительных целях, врачами и учеными, находящимися вне китайской культурной традиции, без необходимости ее всецелого восприятия, перевода или рационалистического объяснения теоретических и практических аспектов, которые они могут воспринимать как ошибочные. Огромный вклад Ван Сянчжая заключается в том, что он развил и поднял это искусство на новый уровень простоты, непосредственности и универсальности применения, базирующихся на функционально, физиологически и психологически совершенном научном фундаменте. В 1956 году проходила медицинская конференция, которая была посвящена внедрению системы во всех больницах Китая. В практике Дачэнцюань используются также динамические упражнения, парная работа, работа с предметами. (см. также статью основателя направления Ван Сянчжая «Польза от занятий боевыми искусствами») Видео с Ваном Сюанцзе (достаточно сейчас можно найти в инете): Здесь дочь Ван Сянчжая Ван Юфан, лечит с помощью этой системы http://www.youtube.com/watch?v=Anu_qb_s5tE&feature=related | |
Просмотров: 3263
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |