В
китайской традиции, в различных школах цигун, особенно тех, которые
являются составной частью боевых искусств, используется великое
множество различных форм столбового стояния. В моей школе, как основная,
используется весьма простая, удобная и очень эффективная стойка У-Цзи
(кит. стойка Беспредельности). Аналогичная позиция тела имеется и в
индийской йоге, где она носит название Тадасана - поза горы. Также её
называют Самастхити. На санскрите «сама» означает «прямой», а «стхити» –
«пребывание, стояние». Таким образом, Самастхити означает «пребывание в
прямостоянии». Кстати, санскритское «стхити» четко соответствует
древнерусскому «стояти». Таким образом, буквальный смысл русского слова
«самостоятельный» означает «прямостоящий».
Однако,
к великому сожалению, в современной йоге полностью утрачено знание о
том, какой огромный потенциал развития скрывается в этом упражнении, а
также и о том, как следует его практиковать, чтобы высвободить этот
скрытый потенциал. Никто из ведущих йогинов современности, ни Айенгар,
ни Сатьянанда, ни другие учителя Йоги не обращает должного внимания на
замечательный метод длительного (по 30-50 минут) неподвижного пребывания
в положении стоя. Нигде так ярко не проявляется деградация современной
Хатха-йоги, потеря ею энергетической составляющей и отсутствие
непосредственной работы с жизненной энергией-праной. А ведь именно эта
энергомедитативная составляющая и является главным отличием подлинной
Йоги от вульгарной физкультуры, которая, пользуясь своей экзотической
привлекательностью, имитирует настоящую Йогу. Никакое, пусть самое
изощрённое развитие внешней формы никогда не сможет компенсировать
утрату внутреннего содержания. В противном случае нет никакой разницы
между настоящим йогином и мастером спорта по гимнастике или же цирковым
артистом, работающим в жанре «каучук». Удивительно, но факт - одна из
самых сильных по своему воздействию на энергосистему человека, асана, в
индийской йоге полностью игнорируется. Самый знаменитый йогин
современности - Б.К.С.Айенгар рассматривает её только с точки зрения
формирования правильной осанки и не более того. То же самое смело можно
сказать и про других современных Хатха-йогов. Фактически, для
современной Хатха-йоги, эта асана не имеет собственного развивающего
значения и просто обозначается как исходная позиция для выполнения
других асан.
|