Сохранение
здоровья ребёнка в процессе вокальной деятельности.
Цель: сохранение здоровья ребёнка в процессе вокальной
деятельности.
За многие годы
обучения детей вокальному искусству. Я убедилась, что пение одно из средств оздоровления детей, которое побуждает к
красоте, любви, созиданию.
Красота - это
хорошее психофизиологическое состояние всего организма, что как раз достигается
в процессе пения. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции
легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это
нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица
и тонус кожи.
Постоянная
работа брюшного пресса при правильном пении способствует укреплению и
тренировке мышц живота, не давая им распуститься и ослабеть, что позволяет
сохранять хорошую фигуру.
"Вокальная
постановка" корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот
плеч, красивую посадку головы. Каждое занятие - это эмоциональный подъем от
ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который
способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма.
В процессе
постижения искусства вокала, формируются такие полезные для жизни качества, как
умение управлять своими эмоциями - "властвовать собой", достойно
держаться в обществе, не поддаваться депрессии. Вокал - это радостное ощущение
молодости в любом возрасте!
Исходя из
этого, на занятиях целенаправленно используются валеологические методы и приёмы
в форме вокальных упражнений, которые формируют у детей правильное дыхание,
звукообразование, расширяется диапазон.
Главные составляющие вокала, как мощный оздоровительный фактор.
Дыхание
Эмоциональное состояние.
Физическое здоровье голосового аппарата
1.Дыхание - это жизнь
Регулируя дыхание, мы регулируем
свои внутренние процессы, и как следствие этого - своё физическое и душевное
состояние.
Существует множество дыхательных практик и упражнений, направляющих человека к
здоровью и пониманию своего организма. Однако, цели, каждой дыхательной
гимнастики направлены на достижение различных результатов, а иногда методы
достижения положительных эффектов в разных методиках выглядят абсолютно
противоположными и противоречащими друг другу, как, например, при
сравнении метода Бутейко и дыхательной терапии психотерапевта
Вильгельма Райха.
Метод Бутейко направлен на
оздоровление внутренних органов, и основой метода считается регулировка
СО2 при дыхании.
Дефицит СО2 при глубоком дыхании является причиной спазмов бронхов
и сосудов, и, в следствии этого, причиной многих болезней, в
частности, бронхиальной астмы и гипертонии. В связи с этим метод Бутейко
предлагает метод ВЛГД (волевой ликвидации
глубокого дыхания) – метод
ограничения объёма общей вентиляции лёгких. Посредством выполнения специальных
упражнений, можно научиться сдерживать дыхание, сделать его незаметным и тихим.
Напротив же, Райх, в своей
дыхательной методике отталкивается именно от практики
глубокого дыхания, с тем что бы научиться высвобождать
приобретённые зажимы и подавленные чувства, что в дальнейшем приведёт к
освобождению эмоциональному и душевному спокойствию дыхания (т.е. воздуха
набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых
складок давления в подскладочном пространстве ( см. устройство голосового
аппарата), плавный выдох.
Кандидат
медицинских наук З.И.Аникеева и солист Молдавского государственного театра
оперы и балета и заслуженный артист МССР Ф.М. Аникеев в своей книге «Как
развить певческий голос» предлагают упражнения, направленные на развитие певческого
дыхания и артикуляционного аппарата вокалиста. Там же приведены примеры
упражнения улучшающие психическое состояние певца и снимающие мышечное
напряжение.
«Большое значение для певцов имеет овладение техникой замедленного выдоха»
- утверждают авторы.
Такие известные педагоги как А.М. Додонов, И.П.Пряшников, О.Л.Лобанова,
П.Органов тоже рекомендовали певцам заниматься специальной дыхательной
гимнастикой для овладения замедленным выдохом. Специальная
тренировка очень важна для развития и закрепления певческого дыхания: она
помогает певцу значительно быстрее научиться не производить шумного вдоха, не
вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого
воздуха получать большой звуковой эффект.
Как видно из вышесказанного, и оздоровительный
метод Бутейко, и предлагаемая дыхательная практика В. Райха, и
разные вокальные школы известных мастеров не исключают друг
друга, а напротив, взаимно дополняют.
Хорошо ощутить движения передней стенки живота возможно лишь при умении расслаблять
и напрягать эти мышцы. Если же, мышцы живота находятся в привычном спастическом
состоянии, т. е. живот твёрдый и малоподвижный, добиться положительных
результатов возможно лишь при практике именно глубокого дыхания, задействуя
брюшные мышцы и диафрагму. Необходимо высвободить подавленные эмоции, дать
выход спрятанным чувствам, освободить себя от привычного, но столь
неудобного зажима.
Затем, когда снято напряжение и человек почувствовал мышечную свободу и
душевное спокойствие, можно аккуратно приступать к изучению и практике
вокального дыхания и звукообразования. Экономное расходование воздуха при
выдохе так же требует внутреннего спокойствия и физической работы. При этом
мышцы живота должны быть эластичны и подвижны.
Научиться управлять своим
дыханием, можно только последовательно - почувствовав своё тело, избавившись от
зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при
осознании правильной мышечной активности.
Для начинающих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное
правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под
наблюдением опытного тренера и педагога.
Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца,
но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы
направлены на оздоровление - и духовное и физическое.
2.Эмоциональное состояние
певца.
Состояние
внутреннего покоя и уверенности помогает исполнителю выходить на сцену, но посторонние
мысли, глубокие переживание спрятанные в далёкие тайники души становятся
источником зажима.
Задача педагога по вокалу состоит в том, что бы, не спугнуть своего
подопечного, а напротив, словно нежный родитель, разобраться в душевном
состоянии исполнителя, и помочь ему справиться с наболевшей проблемой, придать
ему сил, терпения и уверенности в себе. Эта задача требует и от педагога по
вокалу способностей психолога и великого терпения. Нужно, что бы ребёнок доверял вам, и только
тогда вы сможете помочь ему справиться со своим зажимом и волнением.
Как уже говорилось дыхание, эмоциональное и психологическое состояние ученика
влияет на дыхательную функцию.
В русском языке существует множество выражений характеризующих эмоциональное
состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: « В зобу дыхание спёрло»,
( от радости, неожиданности), «заголосили» ( громко закричали, заплакали), «
дышите глубже» ( будьте внимательны, радуйтесь) (шуточное обращение).
Например, ещё одна причина потери голоса (зажима) - привычный зажим в
области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент
раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем….
Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот -
же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера.
Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс
неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются
внешними физическими проявлениями. Следствие этого – зажимы в разных частях
тела, так мешающие человеку быть свободным.
Как можно предохранить свой голос от таких внезапных проявлений?
Конечно, это очень трудно, для человека, не посвящённого в тонкости
мастерства вокального искусства, но и для вокалистов, порой бывает полезно
знать, как оградить себя от неприятностей связанных с нездоровым голосом.
Во-первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в
любой ситуации.
Во-вторых,
научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким
в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В-третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы
нервничаете или возбуждены. Ваш крик не принесёт облегчения ни вам, ни
окружающим.
В-четвёртых,
научиться следить за своим дыханием.
В-пятых, в общении
с окружающими, не принимайте оборонительную позицию.
В-шестых,
выполняйте упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего
голоса. Это и дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. Не старайтесь
петь как-то специально красиво. Прежде всего, чувствуйте лёгкость при
пении. Если вам неудобно, значит, вы что-то делаете не верно, или
зажимаетесь. Старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, радуйтесь
удачным пассажам и запоминайте правильное ощущение в этот момент.
Выравнивайте тембр вашего голоса, не через напряжение, а через чувство
удовлетворения от звучания вашего голоса.
В-седьмых, занятия вокалом следует проводить с учетом индивидуальных
особенностей ребёнка, его склонностей как физических, так и психологических,
что позволит наиболее полно раскрыть все его таланты.
Главная задача педагога состоит в
том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого
ребёнка именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно
из данных упражнений не воспринимается ребёнком правильно,
сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца.
Важно, что бы ребёнок почувствовал, что он может добиться правильного
результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от
занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать
удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при
пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается
вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.
Техника эстрадного вокала/Упражнения
Методика. Е.Ю.Белоброва, рок-вокалист.
Дыхание .
В начале обучения главная ваша задача
- научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание.
Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные
упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед
распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите
ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов.
Чтобы дыхание было более
интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете,
что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы
пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным.
Правильным является такое дыхание,
при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и
диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания
называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем
положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится
солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука
обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится.
Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота,
которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и
выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях
стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего
физиологического дыхания.
Упр.1
Естественней всего функционирует наше
дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса,
нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр.2
Теперь положим руку на живот для
контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не
задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем,
как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота
плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и
положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой
области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу
(пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы,
чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у
собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит
название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала.
Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя
упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4
Одним из существенных недостатков
дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается.
Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.
Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область
живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы.
Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха
оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик.
Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно
необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной
минуты.
Во время пения используются
специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс
или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут
занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание.
Диафрагменное
дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в
метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или
подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое
выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в
дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип
дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот
тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и
ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных
единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока
издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к
закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения
постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно
использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает
контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию
тренажера.
Вспомогательные упражнения
Часто правильному пению мешают
мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация.
Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде
всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены
и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх
- это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упр.5
Шея расслаблена. Мягкие движения
головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.6
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз ,
затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение
нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного
ослабив мышцы.
Упр.7
Губы вытянуты в трубочку, выполняют
движения влево - вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево - вправо.
Упр.8
Язык принимает различные формы:
сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки
и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно
дальше от передних зубов/.
Если у вас не получается выполнить все
упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь
регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое
широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во
время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние
во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит
свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному
выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого
долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более
держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка.
Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" -
опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать
"А", открывая заднюю стенку глотки.
1. Неправильно : язык стоит горбом, закрывая
проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
2. Правильно : горло открыто, язык
свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При
этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
Малоподвижная небная занавеска /мягкое
небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым.
Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
|